«Отработка» по НДС: как это видит ГФСУ? (комментарий к приказу ГФСУ № 543)

Государственной фискальной службой утвержден приказ об обеспечении контроля налоговых рисков по НДС. Документ является по сути регламентным для контролирующих органов.

Согласно приказу, процесс контроля налоговых рисков следует разбить на три основных этапа.

  1. Раннее диагностирование (этап охватывает период до наступления предельного срока подачи отчетности по НДС).
  2. Электронный контроль (охватывает период после наступления предельного срока для подачи отчета).
  3. Налоговый контроль (этот этап наступает после наступления предельного срока уплаты денежных обязательств, касающихся НДС).

Положения приказа являются весьма спорными и уже вызвали немалый негативный резонанс в бизнес-кругах. Так, основной целью всех указанных выше этапов контроля эксперты считают –возможность применения механизма блокирования работы налогоплательщика.

Например, п. 2.1.2. на стадии ранней диагностики закрепляет за руководителем территориального органа ГФС право в случае обнаружения признаков фиктивности (положение о том, что указанный факт может быть установлен лишь судом, игнорируется) самостоятельного расторжения договоров о признании электронных документов.

Пункт 2.1.4 говорит о том, что при наличии оснований (даже приблизительный перечень которых отсутствует в тексте приказа) территориальные органы ГФС должны принимать меры к установлению соответствия выполнения договора о предоставления отчета в электронном виде (наверное, многие сталкивались с невозможностью подачи отчетности в последнее время).

Если говорить о проведении третьего этапа, то из п.2.3.4.2 следует, что решение о проверке принимается в большинстве случаев автоматически и не зависит от результатов проверки (был ли предоставлен ответ на запрос контролирующего органа или нет). То есть даже при предоставлении необходимой контролирующему органу информации – надежды на то, что внеплановая проверка не будет проводиться и орган сам разберется в возникших проблемах, практически нет.

Много возмущений вызвало положение документа относительно информации предоставляемой по запросу контролирующего органа. Приказ не акцентирует внимание на том, что информация должна касаться только выявленных нарушений в деятельности налогоплательщика, а не его контрагентов.

Запросы о предоставлении информации составляются со ссылкой на НКУ (ст. 73.3), а, значит, налогоплательщик от которого требуют предоставления информации, не входящей в перечень, предусмотренный законом, может отказать в ее предоставлении.  Однако, следует отметить, что в подобных случаях представители контролирующего органа, нарушая нормы п. 73.3 и п. 78.1.1 НКУ, принимают решение о проведении внеплановой проверки.

Однако, новый документ интересен в первую очередь тем, что ознакомившись с ним, можно узнать о процедурах, выполняемых контролирующим органом в том или ином случае. Так, к примеру, из документа видно, что контролеры обязательно отслеживают НДС-плательщиков, которые резко повышают экономическую активность.  Также п. 2.3.3.1 говорит о предельной сумме налогового кредита, которая  считается такой, что имеет признаки риска.

Говоря о проверках, проводимых контролирующим органом в отношении НДС, отметим, что количество указанных проверок ограничено. Так, ГФС на сегодняшний день  имеет право на проведение:

  1. Камеральной проверки бюджетного возмещения.
  2. Камеральной проверки автоматического бюджетного возмещения.
  3. Документальной внеплановой выездной проверки правомерности признания НК и неначисления НО ( в случае установления фактов нарушения налогового законодательства, непредоставлении объяснений, информации, документальных подтверждений, в случае расхождений между декларацией и ЕРНН).


Раз в неделю мы отправляем только самые нужные новости

Добавить комментарий

Можете вставить форму или предложить подписаться на вас в социальных сетях