Директор-основатель без зарплаты: возможно ли это?

Рассмотрим ситуацию, когда директор является единственным работником предприятия и к тому же его учредителем. Может он не начислять и не выплачивать себе зарплату в таком случае?
 
Если основатель принят на должность директора и с ним заключен трудовой договор — нет, не может. Нормы законодательства об оплате труда являются императивными, то есть, должны выполняться обязательно.

Часто в таких случаях владельцы предприятий спрашивают: неужели такого директора-основателя накажут за то, что он не выплачивал зарплату сам себе? Так, поскольку это соответствует существующим нормам законодательства.
Если предприятие-работодатель не начисляет и / или не выплачивает зарплату наемному работнику, оно нарушает законодательство по труду. Если на предприятии директор является единственным работником, то именно на него возложена обязанность по организации оплаты труда на предприятии, и в случае нарушения, именно он является виновным должностным лицом.


То есть, предприятие в случае обнаружения такого нарушения, скорее всего, заплатит штраф согласно ст. 265 КЗоТ (в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения). А директор заплатит еще и административный штраф (от 510 до 1700 грн), по ст. 41 КУоАП.

И все это вместе с предписанием оплатить труд директора за время, когда зарплата ему не начислялась и / или не выплачивалась!


Однако, в данной ситуации есть выход для предприятия. Когда учредитель (один из учредителей) выполняет функции директора в рамках Устава, с ним не заключен трудовой договор и он не является штатным работником — такие отношения уже вне рамок трудового законодательства. В таком случае предприятие не может быть ответственна за невыплату заработной платы таком учредителю. Подробнее об этом см. здесь (Пример 2).


Возможность для учредителей непосредственно (то есть, лично) осуществлять управление предприятием предусмотрена ч. 2 ст. 65 ХКУ. Для того, чтобы основатель мог выполнять обязанности руководителя вместо бывшего директора предприятия, необходимо:

— Оформить протокол собрания учредителей (участников) предприятия с соответствующим решением
— Следует предоставить госрегистратору заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований по форме, утвержденной Приказом Минюста от 06.01.2016 г.. № 15/5. К заявлению прилагается протокол собрания (или его нотариально заверенная копия) с соответствующим решением.


Также, юридические лица обязаны подать регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Изменения» со сведениями о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и / или налогового учета юридического лица, обособленных подразделений юридического лица в контролирующий орган в 10-дневный срок со дня взятия на учет или возникновения изменений в учетных данных налогоплательщиков. Итак, в этой форме следует отметить, что обязанности директора теперь будет выполнять учредитель (даже если это один и тот же человек).
Кроме того, поскольку большинство юрлиц пока подают отчетность в электронной форме, следует позаботиться и об оформлении на такого основателя электронной цифровой подписи и о перезаключении договоров с контролирующими органами по представлению такой отчетности.


Проблем с составлением первичных документов и отчетности в такого исполняющего обязанности не возникнет. Ведь согласно пп. 48.5.1 НКУ налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, ответственным за ведение бухучета и представления налоговой декларации в контролирующий орган. А согласно статье 8 Закона о бухгалтерском учете, вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Итак, владелец, уполномоченный на это протоколом собрания, будет отвечать за организацию бухучета на предприятии и получает таким образом право подписи как в бухгалтерских, так и в налоговых документах (отчетности).



Раз в неделю мы отправляем только самые нужные новости

Добавить комментарий

Можете вставить форму или предложить подписаться на вас в социальных сетях